Все никак не могу собрать мысли в кучу, чтоб выразить свое впечатление от знакомства с сокуровским "Фаустом".
А познакомиться с ним надо.
Сюжет Фауста знают все, даже те, кто не читал Гёте.
Фильм с самого начала подавляет. Своей мрачной аутентичной атмосферой, грязью и антисанитарией бюргерской Германии, голодом и нищетой науки. Но картинка! Приступы тошноты от грязи нивелируются безумно прекрасной операторской работой и кадрами, достойными Брейгеля, Дюрера и Босха.
читать дальшеФауст: прагматично копающийся в трупе в поисках души, как органа человека. И не найдя ничего, кроме обычного физиологического: не имеющее физического вида не имеет и цены - не особо задумывается о плате душой, при сделке с Мефистофелем.

Мефистофель: ни грамма притягательной харизматичной инфернальности или пугающего и волнующего пафоса, он - Маврикий, ростовщик. У него огромная очередь клиентов.

В его ломбарде принимают все - даже статуи святых.
"Люди гибнут за металл" - знаменитые куплеты Мефистофеля, но грязный трешовый ломбард в подвале и отталкивающе омерзительный и жалкий ростовщик убивают весь пафос этой арии, если она вдруг и вспомнится .

Ну а не менее отталкивающий голодающий и неверующий персонаж Фауст - это все лишает трактовку сюжета пафоса и романтичности.
"У голодного нет чувства юмора."
Черт в фильме крайне омерзителен и жалок одновременно. не возникает ощущения всемогущества от этого персонажа.
Сцена в бане, где дьявол раздевается - еще более омерзительна, чем расчленение грязного трупа в начале фильма.
Это рыхлое бесформенное нечто, в буграх, без половых признаков и с хвостом сзади, напоминающим недоразвитые гениталии.
И Фауст и Маврикий не оставляют позитивных впечатлений. Невозможно разделить их на положительных и отрицательных героев, грань добра и зла размыта. Точнее, там, где сплошь неверие и обыденность добро уже не нужно, а зло обесценивается.

Вообще позитивные впечатление можно получить лишь от Маргариты. Возможно, из-за ее юного возраста персонаж еще не несет отрицательных отталкивающих черт.

в сцене, где она приходит к Фаусту меня не оставляло ощущение что без Тарковского тут не обошлось. Ее крупный план был "лучом света в темном царстве", достойный кисти великих художников, с лицом Мадонны.
Гомункулус, всезнающе улыбающийся из колбы и жалко-беспомощный, когда она разбивается - тоже в те мотивы сверхчеловека, как и не нашедший души,ни во что не верящий Фауст.
Атмосфера нагнетает с начала и по возрастающей.
Нет денег, нет души, нет Бога, нет и дьявола, как следствие.
Сделка с Маврикием не несет никакой угрозы, лишь материальное нечто.
Чувства к Маргарите не несут в себе любви, лишь похоть.
Как объяснил черт: "что привязывает женщину к мужчине? - Деньги, похоть и совместное хозяйство. "
Даже контракт ничего не значит для патологоанатома Фауста, он забрасывает камнями черта, несмотря на то, что контракт был подписан кровью, несмотря на то, что уже умер и никуда не денется. Он в это не верит.
Фауст не верит ни в добро, ни в зло. Он идет дальше, навстречу неизведанному и непонятному. Несмотря на простор и горы ощущение безысходности и замкнутости пространства не оставляло меня.
Прекрасные кадры бюргерской Германии напоминают о Гофмане, но в отличие от Гофмана тут уже невозможно найти волшебно-романтическое.
Не зная предыдущих фильмов сокуровской тетралогии я не могу понять всех смыслов, заложенных автором, но увиденное оставило впечатление об:
Утрате веры в добро и зло, в смерть и жизнь, потому что даже продав себя и умерев - герой не верит в это.
Безвыходная ситуация и надежда только на себя, в отсутствии всего остального.
Весь фильм мне было неуютно, местами тошно, но действие завораживало и не отпускало.
Фильм отвратительно прекрасный и обнадеживающе безысходный.
трейлер